© МОСКВА 2001г
Виктор Капитанчук

Иконология грехопадения

Сущность грехопадения состояла в том, что человек познал добро и зло, вкусив от дерева познания добра и зла. А что такое добро и зло для человека? Это доброе или злое направление его воли.

Безгрешное состояние это такое состояние воли, которое подобно состоянию воли в Господе Иисусе Христе. Согласно учению Церкви, во Христе Его человеческая, тварная воля во всем последует "божественному и всемощному хотению", то есть воле Божественной.

Человек был сотворен существом свободным и безгрешным. Как существо свободное, человек мог различно направлять свою волю. Поскольку первый человек Адам до грехопадения был безгрешен, его воля последовала во всем воле Божией. До познания добра и зла человек и не знал, что воля его может и не последовать воле божественной, поскольку он, человек - свободен. Его состояние было блаженно и безгрешно, не было даже, говоря языком аскетов, прилога ко греху. Был Рай. Оберегая неокрепшую волю от искушений, Господь запретил вкушать от древа познания добра и зла. Так родители требуют послушания неокрепшего разумом и волей ребенка своей, родительской воле, чтобы уберечь его от возможных бед.

Нарушив Божию заповедь и вкусив запретный плод, человек познал добро и зло. Он познал, что его воля свободна, автономна, что она может и не последовать воле Божией. Человек познал, что он может совершить зло, ибо не последовать воле Божией это и есть зло.

Таков прямой смысл грехопадения, вытекающий из того, что грехопадение состояло в самовольном познании добра и зла.

Нередко грехопадение связывают, каким то образом с полом, понимают чуть ли не как блуд, но никаких оснований это предполагать Священное Писание не дает. Повод, а не основание находят, очевидно, в том, что до грехопадения люди были наги и не стыдились, а после грехопадения устыдились своей наготы. В чем же здесь дело? Приходилось встречать такой взгляд на этот вопрос: при вкушении запретного плода в человека вошла некая космическая энергия, связанная с полом. Но опять-таки нет серьезных оснований это предполагать, а не основательными предположениями, фантазиями заниматься бесполезно и небезопасно.

Почему же, познав добро и зло, человек устыдился своей наготы? Рассмотрим это иконологически. Человек есть существо душевно-телесное, то есть его ипостась содержит две природы: духовную и телесную, космическую. Согласно учению святых отцов, первообразом человека является Господь Иисус Христос, в Ипостаси Которого соединены божественная и тварная природы. Иконой этого соединения является соединения в ипостаси человека духовной и телесной природ. Во Христе тварная воля во всем последует воле божественной, во образ этого в человеческой природе телесная, космическая воля во всем должна последовать воле духовной, как и его воля духовная должна во всем последовать воле Божией. Но вот человек, вкусив от древа познания добра и зла, узнает, что его воля может и не последовать воле Божией. Но, когда душа человека познала свою автономию от Бога, тогда и тело его познало свою автономию от души во образ автономии души от Бога. Если человек может в принципе не подчиниться Богу, то, узнает он, и тело его может не подчиниться его душе. После грехопадения в человеке начался мучительный для него разлад души и тела. Для человека очевидна была до его грехопадения иерархия души и тела: равноангельная душа и тело, такое же, как и прочих животных, существ низших по сравнению с ангелами или с ним самим, с человеком. И вот обнаруживается, что тело может не подчиняться душе. В этом случае человек поведет себя как животное, существо низшее, неразумное. Человек станет рабом низших влечений и не сможет им противостоять.

Животные не стыдятся следовать своим влечениям. Они не имеют разумной души, как человек. Их влечения и есть высшее проявление их природы, этим и определяется поведение животных. Здесь нет стыдного извращения иерархического отношения двух природ, здесь низшее не подменяет собою высшее в их существе. Животные наги и не стыдятся. Но для человека, обладающего кроме телесной природы, еще и высшей природой, духовной, вести себя, как низшее животное, в прямом смысле унизительно, то есть - стыдно.

Нагота телесная не стыдна тогда, когда тело целиком подчинено душе, а душа - Богу. Грехопадение нарушает этот строй. Змей соблазнил людей тем, что они, вкусив от древа познания, станут, как боги, знающие добро и зло. Но не как боги, а как животные почувствовали себя люди, нарушив божественное установление. И устыдились.

После грехопадения природа человека оказалась поврежденной. Высшая природа души вышла из повиновения Богу, природа тела вышла из повиновения душе. Оставаться в таком состоянии в непрерывном общении с Богом и нарушать Его волю было бы страшным грехом. Потому человек был изгнан из Рая и начал свой тяжкий путь на земле. Но было дано человеку и обетование, что родится на земле Спаситель.

Сам Бог, воплотившись, приняв на себя человеческую природу, прошел путь послушания, был послушен до смерти крестной. Господь осуществил подвиг подчинения низшего в человеке высшему. Его тело всецело было подчинено душе, а душа - Богу. Никогда и ни в чем Господь не отклонялся от этого пути. Он осуществил в Себе то, что не осуществил Адам, восстановил образ отношений высшего и низшего в человеке, который был в Адаме до грехопадения. Взяв на Себя грехи всего человечества, и искупив их, Христос открыл возможность всем людям, соединившись с Ним, идти тем же спасительным для человека путем послушания, когда воля души подчинена воле Божией, а воля тела - воле души.


 
     
Сайт создан в системе uCoz