Лик России
В нашей повседневной жизни мы постоянно употребляем понятия и слова, смысл которых кажется нам для всех очевидным. Но наступают времена, когда приходится вдруг задумываться над тем, что раньше вроде бы и не требовало особых разъяснений, разве что в сугубо научных целях. Нарушается внутренняя духовная целостность жизни народа, и какие-то самые главные для его жизни представления начинают понимается по-разному. Так в наше время стали острыми и требующими к себе особенно пристального внимания вопросы: что значит быть русским? Что такое Россия?
Прежде, чем пытаться найти ответы на эти вопросы, задумаемся о том, каким образом мы будем их искать? Очевидно, для этого нужно осознать, проанализировать накопленный нами, русскими, наш исторический опыт, его специфику и, исходя из этого, понять самих себя. Но и этот опыт, и всякий человеческий опыт вообще имеет двойственную природу.
Бог сотворил, как говорится об этом и в Символе Веры, мир видимый и мир невидимый, то есть материально-чувственный и духовный. Жизнь и опыт человечества причастны обоим этим мирам.
Особенность опыта материально-чувственного в том, что он общедоступен, очевиден, в какой-то степени принудителен. Для приобщения духовному опыту и правильному его истолкованию человек должен быть достаточно духовен сам, что требует от человека некоторого усилия, иными словами, подвига для исправления своей поврежденной грехопадением природы, в которой нарушено первоначальное богозданное превосходство духа над материей.
Чувственный, так называемый "научный" метод познания претендует, в силу своего характера, на принудительность и общеобязательность для всех, независимо от религиозного состояния человека. Современный, отпавший от Бога мир, считает такой метод познания наиболее достоверным, несмотря на то, что интерпретация опыта может быть весьма различной. Это и неизбежно при отсутствии общеобязательных, абсолютно объективных критериев понимания и оценки наблюдаемых явлений.
Что в этом мире фактов важно, а что второстепенно или несущественно, что ценно, а что губительно? Мир видимый многосложен, запутан, замутнен грехом, как и сам человек. Разобраться в этом мире, решить какие-то существенные вопросы при отсутствии безусловных критериев так, чтобы эти решения сами были общеобязательны, безусловны и для всех несомненны, просто невозможно. Как часто меняет научное познание свои выводы и оценки на протяжении жизни хотя бы одного поколения! И это неудивительно.
Но возьмем наш вопрос: что значит быть русским? Какие только материальные факторы не учитываются при объяснении формирования русского характера, специфических особенностей России! Тут и генетика, чистота крови, так сказать, и общность языка, и география пространства, на котором живет народ, природные ресурсы его земли и климатические условия, и его срединное между Европой и Азией местонахождение, и влияние соседних народов, и причуды собственных правителей, и мало ли, что еще можно учесть. Всё это действительно имело определенное значение при формировании русского характера и исторической судьбы русского народа. В соответствии с этим те или иные качества в русском народе называются как главные, определяющие. Так что же и в какой степени нужно учитывать для понимания того, что есть русскость, что такое Россия? Позитивистская наука не в состоянии дать однозначные ответы на эти вопросы.
Безусловные, обще приемлемые решения возможны только в том случае, если подняться над плоскостью позитивистского опыта в область опыта духовного и руководствоваться, прежде всего откровением Божиим, то есть безусловным свидетельством самой Истины о Себе и о созданном Богом мире. Но такой подход к вопросу возможен, конечно только для верующих в Бога. Итак, круг людей, в котором в принципе могут быть получены определенные и несомненные решения, сужается. Зато появляются безусловные критерии, позволяющие судить об истинности этих решений.
Недостаточность позитивистской науки и необходимость "цельного знания", объединяющего основные истины православной веры со всем многообразием исторического и культурного опыта человечества -тема, поднятая в России славянофилами и с тех пор остающаяся одной из центральных в русской религиозно-философской мысли. Только свет веры позволяет увидеть окружающий нас мир в его истинном виде, а не в тех смутных и сомнительных представлениях, которые возникает в потемках позитивизма.
Итак, что же такое Россия и русскость в свете православной веры?
По учению святых отцов весь мир создан для того, чтобы соединиться с Богом, стать всецело Церковью Божией. Очевидно, что и русский народ по Божьему замыслу возник для того, чтобы стать одним из членов этой Вселенской Церкви, а именно - Русской Церковью, с её особенным и неповторимым лицом среди других Православных Церквей, образующих соборную полноту Церкви Вселенской.
Все в жизни народа должно быть направлено к этой цели. Государственная, общественная и культурная жизнь призваны содействовать этому процессу. Так понималось это и православным русским народом, и православными государями. Материальные факторы, влияющие на характер русского народа, о которых мы говорили выше, были, конечно, не случайны. Промыслом Божиим и они способствовали формированию своеобразия русского народа и, в, конечном счете, Русской Церкви именно такой, какой по Божьему замыслу она должна быть.
Русский народ может быть в большей степени, чем какой - либо другой осознавал это высшее призвание, назвав свой идеал "Святой Русью". В этом, как отмечал Карташов, было не проявление гордыни, но всецелое посвящение себя Богу, устремленность к святости как к народному идеалу. Иногда вспоминают, как народы сами определяют свой идеал: есть Старая , Добрая Англия, Прекрасная Франция, Свободная Америка, но Святая - только Русь.
Идеал Святой Руси не был отвлеченным мечтанием, он осуществлялся в истории и спасал Россию в критические моменты ее исторического бытия. В годы Смутного времени, когда в окружении многочисленных врагов Россия утратила свою государственность, спасло Россию, (и это спасение было, как пишет Карташов, для историков чудом,) то, что народ оставался верен идеалу Святой Руси. Возрождение началось с готовности умереть "за веру православную, за дом Пресвятой Богородицы, за гробы Святителей Московских". Историческое тело России было спасено Православием. То же было и в 1812г., в нашествие Наполеона, который многими тогда в народе воспринимался как Антихрист.
Когда мы пытаемся ответить на вопрос: что значит быть русским, что такое "русскость", то нужно смотреть не на соответствие конкретного человека или явления каким-то частным качествам, особенностям, а на соответствие или не соответствие народному идеалу Святой Руси, на меру реализации себя как члена Русской Церкви или продвижения к тому, чтобы стать им, если человек еще не воцерковлен. С тем же подходом нужно отнестись и к рассмотрению истории русского народа до его крещения: что в его истории содействовало или мешало принятию христианства, воцерковлению, приближению к идеалу Святой Руси.
Этот подход относится и к народу в целом, и к отдельным общественным явлениям, и к каждому конкретному человеку. Их "русскость" определяется их соответствием Божьему замыслу о Святой Руси. Русский не может не быть православным. Расцерковляясь, по мере удаления своего от религиозного идеала, он теряет и признаки русского, хотя процесс этот может идти постепенно, неприметным образом. В то же время этнически нерусский, войдя в Русскую Церковь, в жизнь православного народа, сам становится русским. Достаточно сказать, что последние русские цари, имевшие в числе предков несравненно больше немцев и других инородцев, чем этнически русских, были русскими по преимуществу. Не просто одним из членов народа, но его Главой становился Царь действием благодати Божией, подаваемой ему в венчании на Царство.
Русским может стать человек любой крови, если он живет духовной жизнью русского народа. Это как дикая маслина, привитая к естественному корню и питающаяся его соками, как некогда язычники, привитые к корню Авраама. Но и русский по происхождению свободен отпасть от своих предков, от православия, и в этом случае он становится сухой веткой, чуждой жизни живого древа. Что русского в проповедничестве природного русского графа Льва Толстого в последние годы его жизни? Индусам он ближе, чем православным русским людям.
Мы не хотим здесь сказать, что русским не может быть некрещеный человек или не исповедующий себя православным. Воцерковление, также, как и расцерковление - это процесс и процесс, может быть, очень медленный. Важно в какую сторону этот процесс направлен. Если к Церкви, к "Святой Руси" то все более и более будет проявляться русскость, если в противоположном - будет утрачиваться, хотя и не так стремительно, как расцерковление. Душевные изменения медленнее, душевность более косная стихия, чем дух, и то, что уже свершилось в духе, нескоро ещё может проявиться в душе, но проявится непременно.
Итак, быть русским - значит принадлежать Русской Церкви, будучи ее чадом или приближаясь к ней. Но в чем же особенность русскости по сравнению с особенностями других народов? В конце концов ведь именно на этот вопрос мы и хотим найти ответ, спрашивая: что значит быть русским, что такое "русскость". Очевидно, особая окачественность России определяется особой окачественностью Русской Церкви в соборе других Поместных Церквей.
Согласно православному учению и мирочувствию весь мир создан по образу Божию, не только человек, но и весь мир - иконичен, отображает высшие божественные первообразы: образ Св.Троицы и образ Богочеловека. Отображения Первообразов могут быть несовершенны или искажены в силу несовершенства и греховности мира, но все же именно они лежат в основе всех тварных образов и структур. По мере истребления греха все более образы мира могут становиться чистыми иконами своих Первообразов, мир будет становиться все более и более иконичным.(Об этом в наше время замечательно писал выдающийся сербский богослов и подвижник о.Иустин Попович.) Действительно, нетрудно видеть, что мир и в особенности Церковь полны триадами, иконически являющими образ Св.Троицы. Бог открывается Моисею как Бог Авраама , Исаака и Иакова . Среди апостолов мы видим трех верховных : Петра, Павла и Иоанна. Среди величайших Учителей и Святителей Церкви триада Василия Великого, Григория Богослова И Иоанна Златоуста также являет нам образ восходящий ко Св. Троице. Об этом можно было бы говорить подробнее, вглядываясь в духовный облик каждого из святителей.
В.Лосский пишет, что в основе структуры церковного устройства, определяемого 34 Апостольским правилом, лежит образ Св.Троицы. Так же и в структуре Вселенской Церкви невозможно не видеть особой выделенности по своему историческому значению и влиянию на общецерковную жизнь трёх великих Патриархатов. Это, конечно, Рим, Константинополь -Но- вый Рим, и Москва -Третий Рим.
Если вглядеться в духовную окачественность этих Патриархатов, то не требуется особой проницательности, чтобы обнаружить доминирующее начало отцовства /папства/ в Риме, особое отношение Константинополя к Сыну и Слову Божию /свидетельство тому - богословие Семи Вселенских соборов и византийское богословие вообще/.
Москва - по преимуществу образ Духа Святаго в этой триаде великих Патриархатов. И имено этим объясняется особая окачественность как Русской Церкви в семье вселенских церквей, так и особая окачественность России.
По учению св. отцов, Отец есть источник, Сын - виновник, а Дух Святой - совершитель освящения всей твари. К этому совершению освящения всей твари, всей жизни и была устремлена Россия, избравшая для себя идеал Святой Руси. Дух Святой животворит,, пробуждает и укрепляет тварь. Подобно этому относилась Россия к народам, оказавшимся в пределах её влияния или вошедших в Российскую Империю. Россия действительно пробуждала, оживотворяла, укрепляла и защищала меньшие народы. Они культурно возрастали, обогащались, полноправно участвовали в жизни русского общества и в управлении Российского Государства и Российской Церкви. Православной России чужды геноцид и беспощадная эксплуатация колониальных народов, явления обычные в прочих мировых империях. Миф о русском шовинизме - один из самых фантастических. Достаточно вспомнить, что в официальных документах дореволюционной России указывалось вероисповедание, а не национальность человека. Последняя никак не влияла на его гражданский статус. Если и можно упрекать в преступлениях против малых народов, то не Россию, а государство, образовавшееся в ХХ веке на территории России, руководимое дюдьми отнюдь не только русскими, и православие в России всячески истреблявшими. Этнически русские, бывшие среди этих врагов и Православия и России, наперебой спешили отречься от своего русского происхождения. Связывать их преступления с идеей Третьего Рима - тоже, что отождествлять палача и его жертву.
Дух Святый есть Дух пророческий, "глаголавший пророки". Иконически это отображает устремлённость России к последним историческим свершениям, свойственность пророческому служению русского характера вообще. Это мы видим и в явлении церковного старчества, особенно, начиная с преп. Серафима, затем в оптинских старцах, св. Иоанне Кронштадском. Даже и в светском творчестве проявляется та же окачественность. "Поэт в России, - как известно, - больше чем поэт". Если в западной культуре творец - это, главным образом, мастер, то в России, чаще всего еще и учитель жизни, и пророк (хотя и не всегда от Бога).
Дух Святой называют ещё ипостасной Любовью, Он - Дух соборности, соборной любви. Но самая соборность проявляется в единстве различных самобытных ипостасей. В собирании народов и сохранении как их самих, так и их самобытности проявлялось стремление к соборности, присущее русским. Вл.Соловьёв называл Росиию православной семьёй народов. Не семьёй православных народов, а народов различных, в том числе и неправославных, но собранных в одну единую семью.
"Православный человек, с которым соприкасаются иные народы - писал П.С. Лопухин,- носит в себе нечто для всех людей духовно привлекательное, он духовно чуткий человек. В этой сущности Православия и православного человека и лежит основа русского империализма и умение присоединять к себе народы, не калеча их.Инородцы иногда, может быть, даже больше русских любили их идеалы, например, идею Белого Царя, идею, конечно, чисто святорусскую".
Дух Святый - Дух свободы, и Православию чуждо насильственное оправославливание. Дух дышит, где хочет, постепенно и осторожно, не нарушая свободы, "детоводительствуя ко Христу".
Достоевский в своей знаменитой " пушкинской речи" говорил о всемирной отзывчивости России или, как это у Блока: "Нам внятно всё: и острый галльский смысл и сумрачный германский гений". Стать русским, по мысли Достоевского, значит стремиться вносить примирение в противоречия между различными народами, вместить в русскую душу всех наших братьев, "а в конце концов, может быть и изречь окончательное слово великой общей гармонии, братского окончательного согласия всех племён по Христову евангельскому закону!".
Христианским эллинизмом называл Федотов специфику русской души, эллинизм понимая как гармоничное соединение различных начал.
И.Солоневич писал, что "в отличие от национальных государств остального мира, русская национальная идея всегда перерастала племенные рамки и становилась сверх национальной идеей." Русская идея - это, по Солоневичу, идея общежития народов.
Но у каждого человека и у каждого народа есть свои специфические искушения, свои грехи. Для русского народа существует две опасности, причём противоположные.
Русский народ, отпав на какое-то время от православия был соблазняем идеей Третьего Интернационала, поставленной на место идеи Третьего Рима. Интернационализм в отношении народов прямо противоположен православной соборности. Если соборность включает личность или народ с их самобытностью, с их неповторимой ипостасной окачественночстью, то интернационал самобытность уничтожает, смешивая личности и народы, по выражению поэта, в "общелягушечью икру". Замечательно передает это в романе "Поднятая целина" Шолохов. Его герой, Нагульнов мечтает о том, как все расы на земле перемешаются, и не будет уже больше никаких различий, и все люди будут ни белыми, ни цветными, а "приятно смуглявенькими". Уже провозглашалось вместо соборной семьи различных народов создание одного, так называемого "советского народа".
Другое искушение, другая опасность для России также связана с её духовной окачественностью, с призванием быть подобной Духу Святому. Дух Святый всё пронизает и "дышит, где хочет". Сошествие Духа Святаго в день Св. Пятидесятницы на апостолов ознаменовалось получением ими дара языков. Апостол Павел, с его вселенской проповедью, как сам он пишет о себе, был для эллинов как эллин, для иудеев как иудей, чтобы приобрести для Христа хотя бы некоторых. Ему, как и другим апостолам, дано было проникать в чужую культуру, говорить на чужом языке, но при этом они не утрачивали своего собственного лица, они оставались апостолами Христовыми.
Вспомним вселенскую отзывчивость России, связанную с её призванием, о которой писал Достоевский. Искушение же здесь заключается в том, что, становясь для всех всем, можно потерять самого себя. ПетрI пытался превратить Россию в Голландию, в ХVIII веке Россию пытались также онеметчить, затем Россия офранцузивалась. Но этому всегда противостояло глубинное народное сознание идеала России как Святой Руси, Россию хранило от утраты своего национального лица Православие, Православная Церковь, православные предки, православная культура. Теперь же мы переживаем особо тяжёлое время. По пророческому слову Блока над Россией взошла "Америки новой звезда". А былого противостояния в русском народе уже нет. Десятилетиями выбивали из него православную веру, память о православных предках, православную культуру, идеал Святой Руси. Старания богоборцев не прошли даром, но обернулись для России тяжелейшим кризисом. Американизация убийственна для России. Быть Америкой Россия не может, другая у неё душа, другая духовная окачественность. Но она может просто не быть, если все силы её пойдут на то чтобы стать "Америкой".
Возродится Россия только если возвратится к своему идеалу, к своему призванию стать Святой Русью. Поэтому главная задача тех, кому дорога Россия - это воцерковление и личное, и всего нашего многострадального народа в целом, это сопротивление всему, что воцерковлению препятствует, подмене идеала Святой Руси ядовитой чечевичной похлёбкой материальных благ западной цивилизации и враждебных православию идеологий. Обретя свой духовный идеал, смысл и цель своего исторического бытия Россия возродится и духовно, и материально ибо непреложны слова Христа: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам"(Мф.,6,33).
Одним из важнейших условий духовного возрождения является обретение русским народом православной идеологии. Иногда говорят, что православие это и есть идеология. Но это не так. Православие - основа и душа русской православной идеологии. Но собственно православная идеология - это программа жизненного усвоения православия. В наши дни её выработка есть главная творческая задача для русского самосознания.
Вернувшись к православию, к своим органичным для него началам, и только так наш народ сможет снова стать русским, обрести смысл и цель своего исторического бытия и своё неповторимое лицо среди других народов.