Иконология грехопадения
Сущность грехопадения состояла в том, что человек познал добро
и зло, вкусив от дерева познания добра и зла. А что такое добро и зло для человека?
Это доброе или злое направление его воли.
Безгрешное состояние это такое состояние воли, которое подобно
состоянию воли в Господе Иисусе Христе. Согласно учению Церкви, во Христе Его
человеческая, тварная воля во всем последует "божественному и всемощному хотению",
то есть воле Божественной.
Человек был сотворен существом свободным и безгрешным. Как существо
свободное, человек мог различно направлять свою волю. Поскольку первый человек
Адам до грехопадения был безгрешен, его воля последовала во всем воле Божией.
До познания добра и зла человек и не знал, что воля его может и не последовать
воле божественной, поскольку он, человек - свободен. Его состояние было блаженно
и безгрешно, не было даже, говоря языком аскетов, прилога ко греху. Был Рай.
Оберегая неокрепшую волю от искушений, Господь запретил вкушать от древа познания
добра и зла. Так родители требуют послушания неокрепшего разумом и волей ребенка
своей, родительской воле, чтобы уберечь его от возможных бед.
Нарушив Божию заповедь и вкусив запретный плод, человек познал
добро и зло. Он познал, что его воля свободна, автономна, что она может и не
последовать воле Божией. Человек познал, что он может совершить зло, ибо не
последовать воле Божией это и есть зло.
Таков прямой смысл грехопадения, вытекающий из того, что грехопадение
состояло в самовольном познании добра и зла.
Нередко грехопадение связывают, каким то образом с полом, понимают
чуть ли не как блуд, но никаких оснований это предполагать Священное Писание
не дает. Повод, а не основание находят, очевидно, в том, что до грехопадения
люди были наги и не стыдились, а после грехопадения устыдились своей наготы.
В чем же здесь дело? Приходилось встречать такой взгляд на этот вопрос: при
вкушении запретного плода в человека вошла некая космическая энергия, связанная
с полом. Но опять-таки нет серьезных оснований это предполагать, а не основательными
предположениями, фантазиями заниматься бесполезно и небезопасно.
Почему же, познав добро и зло, человек устыдился своей наготы?
Рассмотрим это иконологически. Человек есть существо душевно-телесное, то есть
его ипостась содержит две природы: духовную и телесную, космическую. Согласно
учению святых отцов, первообразом человека является Господь Иисус Христос, в
Ипостаси Которого соединены божественная и тварная природы. Иконой этого соединения
является соединения в ипостаси человека духовной и телесной природ. Во Христе
тварная воля во всем последует воле божественной, во образ этого в человеческой
природе телесная, космическая воля во всем должна последовать воле духовной,
как и его воля духовная должна во всем последовать воле Божией. Но вот человек,
вкусив от древа познания добра и зла, узнает, что его воля может и не последовать
воле Божией. Но, когда душа человека познала свою автономию от Бога, тогда и
тело его познало свою автономию от души во образ автономии души от Бога. Если
человек может в принципе не подчиниться Богу, то, узнает он, и тело его может
не подчиниться его душе. После грехопадения в человеке начался мучительный для
него разлад души и тела. Для человека очевидна была до его грехопадения иерархия
души и тела: равноангельная душа и тело, такое же, как и прочих животных, существ
низших по сравнению с ангелами или с ним самим, с человеком. И вот обнаруживается,
что тело может не подчиняться душе. В этом случае человек поведет себя как животное,
существо низшее, неразумное. Человек станет рабом низших влечений и не сможет
им противостоять.
Животные не стыдятся следовать своим влечениям. Они не имеют
разумной души, как человек. Их влечения и есть высшее проявление их природы,
этим и определяется поведение животных. Здесь нет стыдного извращения иерархического
отношения двух природ, здесь низшее не подменяет собою высшее в их существе.
Животные наги и не стыдятся. Но для человека, обладающего кроме телесной природы,
еще и высшей природой, духовной, вести себя, как низшее животное, в прямом смысле
унизительно, то есть - стыдно.
Нагота телесная не стыдна тогда, когда тело целиком подчинено
душе, а душа - Богу. Грехопадение нарушает этот строй. Змей соблазнил людей
тем, что они, вкусив от древа познания, станут, как боги, знающие добро и зло.
Но не как боги, а как животные почувствовали себя люди, нарушив божественное
установление. И устыдились.
После грехопадения природа человека оказалась поврежденной.
Высшая природа души вышла из повиновения Богу, природа тела вышла из повиновения
душе. Оставаться в таком состоянии в непрерывном общении с Богом и нарушать
Его волю было бы страшным грехом. Потому человек был изгнан из Рая и начал свой
тяжкий путь на земле. Но было дано человеку и обетование, что родится на земле
Спаситель.
Сам Бог, воплотившись, приняв на себя человеческую природу,
прошел путь послушания, был послушен до смерти крестной. Господь
осуществил подвиг подчинения низшего в человеке высшему. Его
тело всецело было подчинено душе, а душа - Богу. Никогда и ни
в чем Господь не отклонялся от этого пути. Он осуществил в Себе
то, что не осуществил Адам, восстановил образ отношений высшего
и низшего в человеке, который был в Адаме до грехопадения. Взяв
на Себя грехи всего человечества, и искупив их, Христос открыл
возможность всем людям, соединившись с Ним, идти тем же спасительным
для человека путем послушания, когда воля души подчинена воле
Божией, а воля тела - воле души.